ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственное учреждение   образования «Детский сад № 20 г.Пинска», именуемое в дальнейшем «Учреждение образования», создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», и иными актами законодательства Республики Беларусь.

2. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, настоящим Уставом, иными актами законодательства Республики Беларусь.

3. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, имеет печать с изображением государственного герба Республики Беларусь.

4. Тип Учреждения образования – учреждение дошкольного образования.

Вид Учреждения образования – детский сад.

Вид Учреждения образования может быть изменен.

Решение об изменении вида Учреждения образования принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида Учреждения образования;

соответствия Учреждения образования критериям заявляемого вида.

5. Учреждение образования реализует образовательную программу дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.

6. Наименование Учреждения образования:

на русском языке:

полное наименование: Государственное учреждение образования «Детский сад № 20 г.Пинска»

сокращенное наименование: Детский сад № 20 г.Пинска

на белорусском языке:

полное наименование: Дзяржаўная ўстанова адукацыi «Дзiцячы сад № 20 г.Пiнска»

сокращенное наименование: Дзiцячы сад № 20 г.Пiнска.

7. Место нахождения Учреждения образования: 225710, Республика Беларусь, Брестская область, город Пинск, улица Шапошника, 23.

8. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.

9. В Учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

10. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних воспитанников может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы этого взаимодействия определяются законодательством Республики Беларусь.

11. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случае и порядке, предусмотренных законодательными актами.

12. Отраслевым органом управления для Учреждения образования (далее – орган управления) является управление по образованию Пинского городского исполнительного комитета.

13. Изменения и дополнения в Устав, реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

14. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

15. Предметом деятельности учреждения дошкольного образования является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

16. Основными целями деятельности Учреждения образования являются обеспечение разностороннего развития и социализации личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

17. Основными задачами Учреждения образования являются:

охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;

формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта;

подготовка к продолжению образования;

оздоровление.

18.  Учреждение образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет реализацию образовательной программы дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.

Основной функцией Учреждения образования является создание условий для:

обучения и воспитания, ранней социализации воспитанников;

освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждение дошкольного образования; получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи; физического, социально-нравственного, личностного, познавательного, речевого и эстетического развития воспитанников;

формирования у воспитанников гражданственности и национального самосознания, основ патриотизма, традиционных ценностных установок;

приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям и современным

традициям;

развития у воспитанников общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству; выявления и развития индивидуальных склонностей воспитанников и их интеллектуально-творческого потенциала;

обеспечения преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования;

организации        питания     и оказания          медицинской помощи воспитанников;

социально-педагогической поддержки воспитанников и оказания им психологической помощи.

19. Учреждение образования осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

20. Учреждение образования формирует свою структуру в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом.

21. Учреждение образования может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К структурным подразделениям относится:

пункт коррекционно-педагогической помощи (действующий в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь);

ресурсные центры по различным направлениям деятельности, иные структурные подразделения.

22. На основании решения Пинского городского исполнительного комитета в Учреждении образования в соответствии с запросами законных представителей воспитанников формируются группы, определяется режим работы с 1 сентября.

23. Воспитанники объединяются в группы общего назначения с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года:

первую младшую (от двух до трех лет);

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи лет).

24. Наполняемость групп устанавливается в соответствии с актами законодательства.

Учредитель может устанавливать иную наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

При необходимости решение о снижении наполняемости групп в Учреждении образования принимается его учредителем.

25. В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп Учреждения образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

26. По решению Пинского городского исполнительного комитета в Учреждении образования могут создаваться санаторные группы, разновозрастные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные группы для детей с особенностями психофизического развития, группы кратковременного пребывания (вечерние группы, группы выходного дня, сезонные и игровые площадки и другие).

27. Время пребывания воспитанников в учреждении образования определяется решением Пинского городского исполнительного комитета в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа и 12 часов.

28. Время пребывания воспитанников в Учреждении образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

29. В учреждении образования группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму с учетом графика и сезонности работы законных представителей воспитанников.

В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.

30. При наличии условий и отсутствии потребности в местах для детей раннего и дошкольного возраста по решению Пинского городского исполнительного комитета на базе Учреждения образования могут быть организованы обучение и воспитание учащихся первых классов учреждений общего среднего образования.

При этом учащиеся первых классов входят в состав группы, которая включена в структуру Учреждения образования.

Образовательный процесс в первых классах осуществляют педагогические работники учреждения общего среднего образования, во внеучебное время с учащимися первых классов работают педагогические работники Учреждения образования.

В период каникул учащиеся первых классов, размещенных на базе Учреждения образования, имеют право посещать Учреждение образования.

 

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

31. Учреждение образования в соответствии с законодательством имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

осуществлять международное сотрудничество в сфере дошкольного образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную настоящим Уставом.

32. Учреждение образования обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения дошкольного образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения образования;

меры социальной защиты воспитанников;

создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи воспитанникам;

ознакомление законных представителей воспитанников при приеме зачислении ребенка в Учреждение образования с настоящим Уставом, а по их требованию – с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества дошкольного образования.

Иные права и обязанности Учреждения образования устанавливаются актами законодательства и настоящим Уставом.

33. Учреждение образования несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

 

ГЛАВА 5
ПРИЕМ ЛИЦ В УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

34. Прием (зачисление) лица в Учреждение образования для получения дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест и на основании:

заявления законного представителя этого лица;

медицинской справки о состоянии здоровья;

направления, выданного органом управления - для получения дошкольного образования в Учреждение образования;

заключения врачебно-консультационной комиссии - для получения дошкольного образования на дому, в санаторных группах Учреждения образования;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации - для лиц с особенностями психофизического развития.

Прием лиц в Учреждение образования оформляется приказом заведующего Учреждением образования.

35. Комплектование групп Учреждения образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).

Комплектование Учреждения образования осуществляется в соответствии с перечнем медицинских показаний и (или) противопоказаний для получения образования, утверждаемым в соответствии с законодательством.

36. Заведующий Учреждением образования представляет информацию о комплектовании Учреждения образования в орган управления.

37. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по инициативе Учреждения образования осуществляется в случае непрерывного отсутствия на занятиях без уважительных причин более 30 дней воспитанника, осваивающего содержание образовательной программы дошкольного образования или образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.

38. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

39. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

в учреждении дошкольного образования;

на дому.

40. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

41. Организация образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.

К учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования относятся учебные планы и учебная программа дошкольного образования. Порядок их разработки, согласования и утверждения определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании.

42. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально.

43. В разновозрастных группах организация образовательного процесса осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.

44. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной недели. Основными формами организации образовательного процесса являются игра и занятие.

45. Ежедневное количество занятий и игр в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом Учреждения образования.

46. В Учреждении образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние -92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

47. В санаторных группах образовательный процесс и жизнедеятельность детей организуются с учетом специфики заболевания и рекомендаций медицинских работников.

В процессе жизнедеятельности и в образовательном процессе для воспитанников санаторных групп применяются индивидуальные методики, включающие коррекцию режима двигательной активности, специальные физические упражнения, закаливание, массаж, диету с учетом особенностей заболеваний.

48. Природная и развивающая предметно-пространственная среда Учреждения образования обеспечивает отсутствие в группе и на территории аллергенов, вызывающих обострение аллергических заболеваний у воспитанников.

49. Обучение и воспитание в Учреждении образования осуществляются на русском и (или) белорусском языках.

Основной язык обучения и воспитания в учреждении образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

50. Заведующий Учреждением образования, педагогические работники несут персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса в Учреждении образования в соответствии с законодательством.

51. К участникам образовательного процесса в Учреждении образования относятся воспитанники, законные представители воспитанников, педагогические работники.

52. Отношения воспитанников и работников Учреждения образования строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника, предоставления ему свободы развития.

53. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.

Права и обязанности участников образовательного процесса регулируются Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Уставом, локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

54. К иным работникам Учреждения образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.

55. Права и обязанности иных работников Учреждения образования устанавливаются законодательством, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, их трудовыми договорами.

 

ГЛАВА 7

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ  

 

56. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, положением об учреждении дошкольного образования, настоящим Уставом и, иными актами законодательства и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

57. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет его заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности органом управления (нанимателем) по согласованию с Пинским городским исполнительным комитетом.

58. Заведующий Учреждением образования:

действует от имени Учреждения образования без доверенности и несёт ответственность за результаты его деятельности;

издаёт приказы, заключает договоры, выдаёт доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;

организует управление учебной, воспитательной, научно-методической работой сотрудников Учреждения образования;

утверждает по согласованию с органом управления структуру и штатное расписание в пределах установленной численности и расходов на содержание;

осуществляет прием и увольнение работников:

заместителей заведующего и педагогических работников Учреждения образования по согласованию с органом управления либо по результатам конкурса на замещение вакантной должности, проводимого органом управления;

других работников Учреждения образования;

утверждает должностные инструкции работников;

обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, подготовку, учет и хранение документации;

организует работу Учреждения образования по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур;

осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;

осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, трудовым контрактом и должностной инструкцией.

59. Трудовые отношения между нанимателем и работником в Учреждении образования регулируются трудовым договором (контрактом) в соответствии с Трудовым законодательством Республики Беларусь.

60. Оплата труда работников Учреждения образования производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Материальное и моральное поощрение работников, стимулирование их труда осуществляется на основании соответствующих положений, коллективного договора, действующих в Учреждении образования.

61. Заведующий Учреждением образования в деятельности по управлению Учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления Учреждения образования.

62. Основным органом самоуправления Учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый заведующим Учреждением образования.

Компетенция, состав и организация деятельности педагогического совета определяются Положением о педагогическом совете, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

63. В Учреждении образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет и иные.

ГЛАВА 8

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

64. Основным источником финансирования Учреждения образования являются средства городского бюджета. Финансирование осуществляется в соответствии со сметой расходов на содержание Учреждения образования.

65. Осуществление Учреждением образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов.

66. Дополнительными источниками финансирования Учреждения образования являются:

средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

иные источники, не запрещенные законодательством.

67. Оказание платных услуг Учреждением образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

68. Средства, полученные Учреждением образования от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством.

69. Бухгалтерский учет и отчетность в Учреждении образования осуществляется государственным учреждением «Центр обеспечения деятельности бюджетных организаций города Пинска».

70. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляется учредителем и уполномоченными государственными органами.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения образования проводятся в порядке, установленном законодательством.

71. Учреждение образования осуществляет комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности (самоконтроль за обеспечением качества образования).

 

ГЛАВА 9

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

72. Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.