1. Как можно больше общаться с детьми. Обогащать опыт детей положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде.
2. Организовывать специальные языковые игры для развития различных сторон устной речи с привлечением родных и друзей. Для обогащения словаря разными частями речи полезно поиграть в «Зимние слова», «Сладкие слова», «Вежливые слова», «Веселые / грустные слова», «Спортивные слова». Важно дать правильную, четкую установку: «Давай вспомним все слова, которые напоминают нам о ...».
3. В повседневной жизни полезно расширять запас слов-обобщений, проводя игровые упражнения «Назови одним словом», «Магазин мебели (одежды, обуви, игрушек, продуктовый, молочный, овощной ...)», «Что лишнее?».
4. Следить, правильно ли дети согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в ситуации общения, где надо применить эти умения. Например, поставить вопрос (сколько окон в нашей квартире? В каком платье пойдешь на день рождения?).
5. Обращать внимание детей на многозначность слов. Здесь пригодятся и игры «Скажи иначе», «Дружеские слова», «Скажи наоборот».
6. Побуждать детей к построению развернутых реплик в игре «Молчун и болтун»: один игрок задает основу предложения, а другой или другие по очереди дополняют ее по слову насколько это возможно: «Стоит дом. - На берегу стоит дом. - На берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит белый дом».
7. Предложить игры по словообразованию от заданного слова: построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, ученый); создать названия помещений от названия животного (корова - коровник, свинья - свинарник, курица - курятник).
8. Поддерживать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побудить детей не только к ответам на поставленные взрослым вопросы, но и к самостоятельной их постановке.
9. Приучать детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавать пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях или при гостях, по телефону. Практиковать ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?»
10. Читать детям произведения детской художественной литературы и детские журналы. Заниматься домашней библиотекой, поручать детям уход за книгами, наведение порядка на полках.
Использование данных способов по активизации речевого развития детей дошкольного возраста позволит достичь хороших результатов по обогащению и становлению правильной речи ребенка.
Это надо знать!
Ум ребенка – в пальчиках. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны.
Дыхательные упражнения. Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.
Упражнения для губ и язычка. На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Неконтактный ребенок. Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими. Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто.
Интонация детей в общении со взрослыми. Очевидно, что ребенок усваивает язык и вообще развивается не сам по себе, а под влиянием общения со взрослым. Следовательно, рассматривая именно взаимодействие ребенка и взрослого, можно говорить о социальной адаптации и познавательном росте ребенка. Хотя следует заметить, что ни одно влияние не бывает однонаправленным, т. е. и ребенок влияет на коммуникацию взрослого, например, взрослый говорит с ребенком другим тоном, чем со взрослым.